Какие услуги оказывает управляющая компания?
Комплексный перечень работ и услуг по содержанию общего имущества в МКД утвержден Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 г. № 290. Согласно ст. 162 ЖК РФ на общем собрании собственники помещений в жилом доме обязаны заключить договор управления многоквартирным домом с управляющей компанией. Также ее вправе привлечь ТСЖ. Если собственники не выполняют такую обязанность, управляющая компания привлекается на основе конкурса, проводимого органами местного самоуправления. ЖК РФ предписывает управляющей компании выполнять все работы, которые предусмотрены минимальным перечнем и определены в договоре. При этом УК может нанимать дркс жилищных услуг, которые оказывает управляющая компания, подразделяется на две группы:
- услуги по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в МКД (осмотры общего имущества, выявление повреждений и нарушений), в том числе санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов). С апреля 2016 года в оплату за содержание общего имущества также будут включены платежи за коммунальные услуги.
- услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами.
Минимальныйугие подрядные организации, но вся ответственность за качество услуг возложена на нее. Деятельность УК регулируется разделами 7, 8 ЖК РФ, Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170), Правилами содержания общего имущества в МКД (утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).
Когда можно потребовать перерасчета?
Состав общего имущества, содержание которого может быть в соответствии с договором возложено на УК, определяется ч.1 ст.36 ЖК РФ и п.п. 2–9 Правил содержания общего имущества. В договоре управления необходимо прописать не только обязательный минимум заказываемых работ и услуг, но также порядок и условия их исполнения. Это позволит избежать навязывания дополнительных услуг. В противном случае собственник вправе отказаться от оплаты таких услуг или потребовать ее возврата (ч. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителя»).
В случае несоответствия периодичности исполнения жилищных услуг, указанной в договоре управления (например, реже проводится уборка или косметический ремонт), собственник должен потребовать перерасчет в порядке, установленном Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения. Право на перерасчет возникает также в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения. Заявление об изменении размера платы направляется в письменной форме в течение 6 месяцев после нарушения вместе с актом, подтверждающим нарушение качества услуги или работы либо превышение установленной продолжительности перерыва в их исполнении (п. 6-15 Правил.).
Как получить компенсацию за причиненный ущерб?
Количество дел в судебной практике по обращениям граждан, пострадавших вследствие неисполнения или ненадлежащего выполнения услуг управляющей компанией, достаточно велико. Так, в мае 2015 года по решению Ленинского районного суда Красноярска в пользу почтальона, повредившего ногу в неосвещенном подъезде, было взыскано с ООО «УК-Комфортбытсервис» 50 000 рублей компенсации морального вреда и 20 тыс. рублей утраченного заработка. Апелляционным определением решение оставлено в силе.
Количество таких дел возрастает в зимний период, когда по вине УК люди могут пострадать из-за гололеда и схода снега и наледи с крыш (см., напр., Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 18.06.2015 по делу N 33-10115/2015).
В указанных случаях возникает внедоговорное обязательство из причинения вреда, который подлежит возмещению в полном объеме (ст.14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Согласно ст. 1085 ГК РФ в объем возмещаемого вреда, причиненного здоровью, включаются утраченный потерпевшим заработок (не полученная за период нетрудоспособности зарплата), расходы на лечение и дополнительные расходы (на дополнительное питание, посторонний уход и т.д.). В обоснование требований могут быть представлены протокол осмотра придомовой территории или подъезда, свидетельские показания. Также пострадавший вправе требовать компенсации морального вреда (ст. 15 ЗОЗПП) и взыскания штрафа 50 % от присужденных сумм (п. 6 ст. 13 ЗОЗПП), если исполнитель услуг не удовлетворил требования добровольно.
Правовая инструкция 9111.ru