О сегодняшнем юбилее Елены Григорьевны ДРАПЕКО в СМИ и Интернете сказано как-то скромно. В программе ТВ так и вовсе передачу об этой талантливой актрисе и политике-патриоте анонсировал лишь канал «Культура». Впрочем, это вполне объяснимо: патриоты и талантливые люди нынче не в чести…
Но не будем о грустном! Будем о Елене Григорьевне. Елена Драпеко родилась 29 октября 1948 года в городе Уральске Западно-Казахстанской области. После окончания Ленинградского института театра, музыки и кинематографии работала на «Ленфильме». В 1972 году юная актриса дебютировала в военной драме по повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…».
Первая же сыгранная Еленой Драпеко роль Лизы Бричкиной стала звёздной. Теперь без расспросов об этой картине, получившей все возможные призы и объехавшей весь мир, не обходится ни одно интервью или творческая встреча актрисы. После Лизы Бричкиной были и другие, полюбившиеся миллионам зрителей роли: Ольги Муромцевой в мелодраме «Безотцовщина», Веры Инютиной — в телесериале «Вечный зов», Паши в комедии «Хористка» и многие другие.
Готовя очередной номер журнала, я брала интервью у замечательного человека, работавшего с Еленой Григорьевной много лет бок о бок. Это Анатолий Николаевич КОНСТАНТИНОВ — Заслуженный работник культуры РФ, председатель Российского творческого союза работников культуры, президент Фонда Морское образование, помощник депутата ГД РФ Елены Григорьевны ДРАПЕКО, директор музея истории кораблестроения и кораблестроительного образования Морского технического университета Санкт-Петербурга. И как раз в эти дни в Санкт-Петербурге проходил фестиваль «Морской район морской столицы», на котором присутствовала Елена Драпеко. И мне посчастливилось познакомиться с ней и договориться на будущее об интервью.
«Перестройка» и «гласность» шли по СССР семимильными шагами. И вот 12 июня 1991 года мэром Ленинграда на выборах, проходивших одновременно с выборами президента России, избран Анатолий Собчак. Одновременно на референдуме принято решение о возвращении Ленинграду названия Санкт-Петербург. Собчак формирует новую команду и назначает председателем Комитета по культуре известного советского и российского искусствоведа директора Государственного Русского музея Владимира Александровича Гусева. Заместителем становится Анатолий Константинов.
Анатолий Николаевич развернул бурную деятельность. Под его непосредственным руководством состоялись концерт на Дворцовой площади «Рок против танков» — во время путча в августе 1991 года, а также фестиваль питерского андеграунда в 1991 году во французском городе Нант, мероприятия, посвящённые возвращению нашему городу исторического названия, и круиз по Балтике писателей одиннадцати стран в 1992 году.
Но всё осложнялось тем, что в Санкт-Петербурге, да и в стране в целом, не было тогда денег. Начались печально известные 1990-ые, и «перестройка» обернулась обнищанием. И, как всегда, в первую очередь это коснулось культуры. Именно тогда, проанализировав ситуацию, Анатолий Константинов пришёл к выводу, что Комитет по культуре необходимо объединить с Комитетом по туризму. Туризм в Питере – дело прибыльное, он поддержит культуру. Однако до реализации этого было ещё далеко.
Тем временем 1990-ые шли своим чередом, принося проблемы и беды. Но Санкт-Петербург не сдавался. Не мог же великий город признать свою нищету!
В 1992 году Александр Гусев ушёл с должности директора Комитета по культуре, вернулся руководить Русским музеем. И Собчак снова стал искать человека на должность председателя Комитета по культуре. По рекомендации Олега Басилашвили, который был тогда депутатом Госдумы от Санкт-Петербурга, он пригласил Заслуженную артистку РСФСР Елену Драпеко, хорошо проявившую себя в качестве руководителя гильдии киноактёров Санкт-Петербурга.
Перед встречей с мэром Санкт-Петербурга Елена Драпеко поговорила с Константиновым.
— Я ей посоветовал, — рассказывает Анатолий Николаевич, — предложить Собчаку нашу с Гусевым идею – объединить комитеты по культуре и по туризму. Иначе культуре просто не выжить. Она согласилась со мной и поставила перед Собчаком условия: возглавит комитет, если его объединят с туризмом. Собчак согласился и выдвинул условия: завершить реставрацию Петергофа и Спаса-на-Крови. Петергоф являл собой удручающее зрелище! Там работали поляки, им зарплату не платили, они бросили всё, вплоть до инструментов, и смылись, даже не законсервировав объект. А это же национальное достояние! Так что пришлось «зарабатывать» деньги и реанимировать Петергоф и Спас-на крови, который тоже стоял 10-летиями на реставрации. Мы с этим справились. Но Елена Григорьевна действовала методами, надо сказать, большевистскими. Помню, в Комитет по культуре на Невский, 40 мы приглашали директоров интуристовских отелей и буквально выкручивали им руки. Говорили: или лицензию не продлим, или внесите на реставрацию такую-то сумму. Они жертвовали, а что поделаешь! Но многие и добровольно шли на это. Короче говоря, справились.
Вообще это было очень яркое время! Анатолий Николаевич с Еленой Григорьевной работали очень слаженно. Разработали общественно-государственный формат управления культурой города. В работе участвовали тринадцать профильных экспертных и художественных советов. Приходилось распределять довольно скудный бюджет. Спорили, ругались, но, в конце концов, договаривались. Проходили фестивали, концерты, акции, дни Санкт-Петербурга за рубежом… Но время вносит свои коррективы. Шёл 1993 год.
В октябре 1993 года снова всё перевернулось. Из-за противостояния президента России Бориса Ельцина и Верховного Совета РСФР многое смешалось и перепуталось.
В октябре 1993 года Елена Григорьевна Драпеко была в Москве в командировке. Она попала в эпицентр тех событий. В Санкт-Петербурге на это время был назначен съезд культурных союзов России, проходил он в здании союза театральных деятелей на Невском. Съехались в Питер представители творческой интеллигенции со всей страны. Вёл Форум Пётр Мальцев — Народный художник РСФСР и СССР, бывший тогда депутатом Верховного Совета.
— Конечно, все уже всё знали о событиях в Москве, но старательно делали вид, что ничего не происходит, рассказывает Константинов. — Мы по этому поводу как воды в рот набрали, общаемся, говорим о своих проблемах, но о событиях в Москве – ни слова!
И вот Драпеко возвращается. Она приехала в разгар событий, и сразу с Московского вокзала — в СТД, и её тут же приглашают на трибуну выступить перед собравшимися. И она выступила очень резко, никто не ожидал от неё такого эмоционального выступления с обличением действий президента.
— Это власть, которая расстреливает собственный парламент!
Она выступила и сразу ушла, даже не села обратно в президиум. Тут же Мальцев перерыв объявляет. И началось! Как её поливали! Ведь большинство творческой интеллигенции поддерживало Ельцина.
— Дальше события развивались следующим образом, рассказывает Константинов. – Я поехал в Комитет, и там меня подозвали к «вертушке» — срочно требует Собчак. Собчак -два слова: «Где она?!». Я отвечаю: «На объектах». Он: «Чтоб завтра в 10 утра была у меня!». В конце концов, Собчак издал приказ о сокращении должности председателя Комитета, эту должность объединили с должностью вице-губернатора. Таким образом от Елены Григорьевны избавились.
После увольнения Елена Григорьевна возглавила Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. А 19 декабря 1999 года была избрана депутатом Государственной Думы третьего созыва по списку КПРФ, 7 декабря 2003 года — избрана депутатом Государственной Думы четвёртого созыва по списку КПРФ, была членом фракции КПРФ.
В 2007 году избрана депутатом Государственной думы пятого созыва от партии «Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь».
Сейчас она является Первым заместителем председателя комитета по культуре Госдумы РФ. Заслуженная артистка РСФСР, снялась более чем в 60 фильмах.
Из-за вторжения России на Украину находится под международными санкциями Евросоюза, США и ряда других стран.
Спасибо за всё, Елена Григоорьевна!
Наталья ИЛЬЮШЕНКОВА, г. Санкт-Петербург
yoy71x
yvewv6
sqnb9o
w0qjjj
sigonk
a04r0p
w6mm5o
0xr9zl
eklwcg
vpo4yq
dj3ngi
wcixdn
i6zyh1
ku5ybd
rzflvy
a26zsk
z1flqf
wzchbe
a2zzzh
rbjq9k
ec2l0b
kas56r
fkq9de
wlpoo7
r2hh2w
b9ybns
jeqckv
2w8b0j
cx5kca
pc2f50