Прочитал ряд публикаций в разных изданиях председателя Общественного совета по проблемам Рыбинского водохранилища Дмитрия Коновалова об аварийном состоянии Рыбинской ГЭС и шлюза. Я работал старшим инженером-гидротехником гидроцеха по эксплуатации сооружений на Рыбинской ГЭС с 1968 по 1973 год. Поэтому имею право сказать свое мнение об опубликованном, о сказанных проблемах. Еще и потому, что я обеспокоен состоянием гидросооружений как житель города Рыбинска.
В 1968 году после окончания Горьковского инженерно-строительного института им. В.П.Чкалова я был направлен работать на Рыбинскую ГЭС в качестве инженера-гидротехника. Уже тогда, почти 50 лет назад, после изучения состояния гидросооружений я убедился, что они требуют срочного ремонта, а не косметической отделки типа залатать дырку на месте отвалившегося куска бетона. Бетонные сооружения уже тогда имели, а сейчас имеют еще большее количество и размеры микротрещин. Ими изобилуют сквозные галереи ГТС, тело бетонных сооружений – водосливная плотина, здание ГЭС. Имеются трещины выходов солей – высолы в бетонном основании из-за повышенной фильтрации воды со стороны верхнего бьефа. Об этом тогда было доложено главному инженеру ГЭС М. А. Балагурову. Мы провели собственную экспертизу, комплексно обследовали качество бетона ГЭС и в срочном порядке доложили результаты обследования руководству ГЭС. Но, к сожалению, в руководстве находились электрики и их кроме выработки электроэнергии ничего не интересовало. Руководили по принципу временщиков. Я помню этих людей – Борисов, Гаев и другие.
Но мы вместе с М. А. Балагуровым – прекраснейшим специалистом гидротехником — продолжали бить в колокола и добились своего. Прыгнули, как говорится, через голову – позвонили в Москву. Нам срочно были выделены средства. В 1970-х годах был выполнен капитальный ремонт спиральной камеры рабочего колеса турбины. Но этого было мало, нужно было обратить внимание на бетон, а не на колесо. А как восстанавливать бетон — было неизвестно. Для этого нужно было спустить водохранилище и до 50% тела плотины заменить. А это было вопросом не только экономическим, но и политическим. Когда стали производить ремонт колеса, то вскрылось самое страшное. После осушения полости камеры выявились ужасные разрушения гидратного бетона между металлической облицовкой и бетонным телом здания ГЭС, вызванного в результате так называемой кавитации – вымыва частиц бетона. Тогда мы стали опасаться серьезных последствий работы ГЭС.
В 1973 я перешел на работу в Рыбинский грузовой порт заместителем директора по строительству. Но за состоянием ГЭС внимательно следил, общался с друзьями, которые там остались, и так далее. Все эти проблемы бетона не решены до сих пор. Главный инженер рыбинской ГЭС М.А.Абдурахманов в статье «АиФ» 39 от 2013 года назвал состояние ГЭС катастрофическим.
— Станции Верхневолжского каскада, в том числе Рыбинская, являются самыми старыми в компании «РусГидро», они отработали свой нормативный срок и имеют большой физический износ. Для оценки состояния гидросооружений необходимо квалифицированное обследование независимыми экспертами не связанными с работниками Минэнерго и частной конторой которая сегодня эксплуатирует ГЭС – Фирмой «РусГидро». Ведь для них главное — удержаться на работе, продолжать получать большую зарплату. А безопасность населения для них ничто. Тем более могу предположить, что все нынешние сотрудники ГЭС это не такие специалисты как были в советское время. А молодежь с дипломами частных ВУЗов, в которых получить высшее образование так же легко, как в носу поковырять. Мой вывод таков: Рыбинские и Угличские Гидротехнические сооружения находятся в катастрофическом состоянии, что может привести к ужасной техногенной катастрофе. Чтобы ее предотвратить, необходим капитальный ремонт оснований и фундамента ГТС (гидротехнических сооружений), бетона, а не модернизация гидроагрегатов, на которые тратят миллионы, но не обеспечивают безопасность. Либо понижение Рыбинского моря на 4 (четыре) метра для снижения нагрузки на ГТС.
Владимир Александрович СТЕПАНОВ, инженер-гидротехник