Общественная палата России выявила в федеральном законе ряд экономических, правовых и организационных пробелов
В Общественной палате РФ прошли общественные слушания, посвященные обсуждению проекта федерального закона «О переселении граждан из аварийного жилищного фонда», подготовленного Минстроем РФ.
Председатель Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Игорь Шпектор утверждает, что проблема аварийного жилья — это вопрос не столько политической, сколько инженерной компетенции.
«Эта проблема назревала давно. На встрече с президентом РФ я высказал свою позицию в том, что у нас неправильно сделана инвентаризация жилья. В связи с этим у мэров и губернаторов городов очень сложное положение. Как только дом признавался аварийным, то налагались оперативное переселение, не считаясь с наличием денег или резервного жилого фонда. Что касается вопросов по субъектам, то признание аварийности зависит от климатических условий, грунтов, на которых построено жилье. В первую очередь необходимо выявлять, подлежит ли дом капитальному ремонту или же подлежит сносу», — рассказал Игорь Шпектор.
Заместитель Министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис представил прогнозы, подготовленные Минстроем РФ, согласно которому до конца 2035 года предстоит расселить почти 100 миллионов квадратных метров.
При этом он отметил, что процесс расселения, согласно проекту, должен быть «не героическим прорывом», а упорядоченным и системным делом. Для ускорения процесса, Минстроем были в три раза сокращены сроки рассмотрения заявок.
«Для того, чтобы запустить процесс расселения, надо поставить точку в бесплатной приватизации жилья. Наша принципиальная позиция по этому вопросу: никто не может остаться без крыши над головой. Если людям негде жить, наша задача сделать так, чтобы у них было место проживания», — заявил Андрей Чибис.
Согласно проекту федерального закона, малоимущим будет предоставлен договор социального найма. Людям, не имеющим статус малоимущих, — договор некоммерческого найма сроком на 10 лет. Каждый человек имеет право получить взамен земельного участка долю в комфортном современном доме.
Позицию Андрея Чибиса поддержала первый заместитель председателя Комитета по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы Елена Николаева, отметив озабоченность по поводу нежелания инвесторов строить жилье в поселках.
«Одно дело — строить жилье в центре города, поскольку это привлекательно для инвесторов. Другое дело — строить в поселках, где нет городской архитектуры. Мы должны все вместе понять, насколько готово общество к этой модели», — отметила Елена Николаева.
Также она высказалась в пользу социального найма: «О некоммерческом найме непозволительно размышлять иллюзорно, так как это жилье строится на заемные средства и необходимо продумать механизмы страхования для людей, живущих в разных регионах».
Андрей Чибис согласился с тем, что модель расселения должна быть гибкой. Поэтому людей из неразвитых регионов нужно обеспечивать жильем на благоустроенных территориях.
По словам представителя ОНФ Виктора Рожкова, проект имеет серьезные недоработки, в числе приоритетных пунктов он отметил вопрос ограничения этажности застройки, формирование размера компенсации собственнику и процедуру переселения необеспеченной категории граждан.
«Также хотелось бы отметить, что закон не регламентирует сроки переселения граждан из аварийного жилья, что позволит межведомственным комиссиям устанавливать неопределенные сроки. В законе нет четких критериев аварийности, вследствие чего дома часто признаются аварийными не по факту износа, а в интересах недобросовестных лиц, преследующих личные цели», — заключил Виктор Рожков.
Первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию социальной инфраструктуры, местного самоуправления и ЖКХ Артем Кирьянов также выступил за доработку проекта: «Граждане, проживающие в аварийном жилье, не должны быть поставлены перед необходимостью серьезно доплачивать за новое жилье при его реализации через предлагаемые механизмы или оказаться перед фактом отсутствия постоянного места проживания. В том числе, трудно признать маневренный жилфонд муниципальных образований пригодным как к постоянному проживанию, так и для длительного временного проживания. Все эти вопросы должны быть сняты в следующей редакции законопроекта».
К обсуждению законопроекта подключился и Совет Федераций, который будет также вносить изменения на стадии рассмотрения, о чем заявила представитель СФ Людмила Бокова. По ее словам, внесение изменений позволит дополнить и расширить круг нуждающихся в получении жилья.
Аудитор Счетной палаты РФ Юрий Росляк отметил важность финансово-экономических последствий проекта, так как речь идет о контроле использования федеральных средств. Также он затронул проблему увязки создающейся системы капитального ремонта с системой расселения из аварийного: «Решение о признании фонда аварийным должен принимать соответствующий орган власти по соответствующей процедуре, так как это повлечет бюджетные последствия. Предложенная схема длительного заемного финансирования пока в бюджете не предусмотрена».
Немаловажным вопросом он назвал выстраивание баланса финансово-экономических моделей, которые должны быть отражены в законе. Например, застройка жилья эконом-класса в поселках может решить комплекс проблем, и, с точки зрения инженерных решений, стать не рекомендательной, а обязательной.
Эксперты Общественной палаты сумели договориться с представителем разработчика Андреем Чибисом по основным понятиям и проблемным пунктам законопроекта. В этой связи принято решение поддержать законопроект с учетом тех изменений и доработок, которые будут рекомендованы участниками.
«Дискуссия показала, что у министерства есть конкретные ответы на вопросы граждан, представителей муниципалитетов и общественных объединений и необходимость принятия законопроекта высока в связи с жестким прогнозом, который существует по расселению аварийного жилья будущих периодов с горизонтом до 2035 года», — заключил Артем Кирьянов.
Пресс-служба Общественной палаты РФ