Главная Культура

ТРИ НОБЕЛЕВСКИЕ ПРЕМИИ: ИГРЫ И КОМПЛЕКСЫ РУССКИХ ПАТРИОТОВ

I.О МАСОНАХ, ИНОРОДЦАХ И КВАСНЫХ ПАТРИОТАХ

Известный российский ученый, доктор физико-математических наук Владимир Иванович Бояринцев (и как его представил один из сайтов, « автор более ста тридцати публицистических произведений», в том числе и посвященных «засилью и паразитированию инородцев в науке»), русофил и воинствующий антисемит вкупе с двумя соавторами, также известными учеными – кандидатом философских наук А.Н. Самариным и доктором физико-математических наук Л.К. Фионовой разместил на разных сайтах статью «Без масонства нобелевскую премию не дают». Главный посыл  этой статьи привлек мое внимание: российских ученых несправедливо обделяли и обделяют престижной премией, которая в свою очередь настолько дискредитировала себя в глазах подлинных ученых (о чем тогда шум?), что не заслуживает внимания.
нобелевская премия

 

Душа рядового русского патриота так и рвется присоединиться к этой группе кипящих благородным возмущением известных ученых… Душа рвется, но разум почему-то не торопится «влить свой голос в хор ему».   В моем частном музее «Нобели и нобелевское движение» в Рыбинске есть небольшой стенд под названием «Нобелиаты с российскими корнями». Здесь я «собрал» всех нобелиатов, имеющих прямое или косвенное отношение к нашей стране. Включил даже поляков: Сарию-Складовскую Кюри и Генрика Сенкевича, поскольку Польша тогда входила в состав Российской Империи, Дениса Габора, потомка выходцев из России, последних лауреатов, родившихся в России, но, по сути, отказавшихся от нее – Гейма и Новоселова. Всего их около 60 человек, да еще, как говорится «плюс-минус». 60 человек… А так, прямых российских лауреатов всего насчитывается чуть больше 20 человек. В США, например – 280… Но давайте сначала попробуем разобраться с репутацией Нобелей, на которую посягают авторы.                                                                                                                 II. НОБЕЛИ БЕЗ РЕТУШИ

Во-первых, авторы пишут: «все семейство Нобелей тяготело к производству оружия». Это могло бы быть простой констатацией факта, не имеющей скрытого смысла, если бы не последующие доводы, о которых будет еще сказано. О нашем знаменитом оружейнике Калашникове что-то подобное, типа «тяготел к изобретательству оружия» вряд ли бы сказали. А тут, ясное дело – фабриканты оружия. Тяга такая у них была, противоестественная, как у алкоголиков к алкоголю.                                     О прописке семейства Нобелей. 1-й Нобель, появившийся в России – это Иммануил Иммануилович – отец знаменитых братьев. Он приехал в Россию в 1837 году (не в 1842 г. – как пишет Бояринцев ) по соглашению с российским правительством. В России он проживет 22 года — до 1859 г.

Остальная часть семейства переберется в Петербург в 1842 году, когда его материальное благополучие это позволит. Здесь самый известный член семейства Альфред проживет до 1863 года – 21 лет. Людвиг – до самой смерти в 1888 году – 46 лет ! Роберт и того больше. Даже Эмиль  Оскар, младший из братьев, родившийся в Петербурге в 1843 году, будет жить здесь 16 лет.

«Мало кто знает, что существовала ещё и специальная (премия для специалистов в области металлургии и нефтяной промышленности – В.Р.) премия брата Альфреда Людвига Нобеля для России, поскольку 56 лет из  66 лет он прожил в России»,пишет Бояринцев,-  тем самым отправив самого себя в число тех, кто мало что знает. Людвиг Нобель родился в 1831 году, в Россию был привезен в 1842 году, а умер в 1888 году. Арифметика простая: продолжительность жизни – 57 лет, в России – 47 лет.

Одна из первых исследователей деятельности Нобелей в России и мире свою первую книгу о Нобелях назвала так: «Нобели – приемные дети России». Точнее не скажешь. История появления Нобелей, а главное – история их деятельности в России с 1837 по 1917 г. – это важная страница нашей с вами истории. Отказываться от нее, или еще того хуже – хулить ее – это значит расписываться в собственном беспамятстве и собственной умственной ограниченности.  Следуя этой логике, придется вычеркнуть из нашей истории имена уроженца Германии Бориса Якоби, изобретателя гальванической мины, который у нас в энциклопедиях обозначен как русский физик; Густава Тринклера, усовершенствовавшего дизель и многих, Георгия Деппа, работавшего в той же области и многих других.

Итак, Иммануил приехал в Россию в 1837 году. Здесь он получает от правительства ссуду в 25 тыс. рублей, объединяется с полковником Огаревым Н.А., будущим временным губернатором Нижнего Новгорода и открывает механический завод «Н. Огарева и И. Нобеля». Завод этот выполняет заказы правительства. Именно воля русских властей определила характер производства этого завода. Да, в номенклатуре изделий этого предприятия были мины ударного действия (пиротехнические). Наши авторы – физики и математики оказались настолько неосведомленными, что приписали Иммануилу честь  изобретения торпеды, в то время, как на самом деле эта честь принадлежит англичанину Роберту Уайтхеду. И случилось это изобретение в 1868 году. Хоть бы заглянули статьи в технические энциклопедии.

Завод выпускал также орудия, снаряды, маслянки для казачьих винтовок. Но и мирную продукцию: железные стропила, оконные рамы, поручни для лестниц, паровые двигатели для судов, «машины для механического изготовления экипажных колес», поручни для лестниц, резервуары под нефтяные продукты, а также (внимание!) – элементы системы центрального водяного отопления и многое другое.

В том же духе продолжил свою деятельность и сын Иммануила – Людвиг. С одной стороны, на арендованном вместе с другом детства Петром Бильдерлингом Ижевском оружейном заводе Людвиг изготовил по заказу правительства около 450 тыс. винтовок Бердана для нужд армии. На своем «Механическом заводе Людвига Нобеля» в Петербурге: мощную береговую артиллерию, скорострельные системы Владимира Барановского; его же горные артиллерийские системы, которые превосходили подобные орудия Круппа.

А с другой: паровые молоты, токарные станки (лично изобретенные Людвигом Нобелем), экипажные колеса, паровые молоты, арифмометры (!); молочные сепараторы, маслобойки, бидоны, нефтеналивные железнодорожные цистерны (также придуманные Людвигом); весы различного типа, паяльные лампы, системы водоочистки и пр. А уже при сыне Людвига – Эмануиле – в том числе и дизельные двигатели (одни из первых в мире) и… (в Ревеле) — подводные лодки.

На заводе Людвига Нобеля была внедрена  машинная формовка. И еще продукция… Один из его современников, профессор Санкт-Петербургского Горного института Конон Лисенко писал о Людвиге Нобели: «…если традиционная русская лучинушка заменена в деревнях керосиновой лампой и рабочий люд пользуется дешевым светом, если, наконец, русский керосин получил широкое распространение в Европе, то все это — результат трудов Л.Э.Нобеля. Они, несомненно, имеют значение и заслуживают должного внимания русского общества…»

Я так думаю, что, если бы русское правительство нуждалось исключительно в молочных сепараторах, арифмометрах, элементах системы центрального водяного отопления, фермах, оконных рамах — мы бы ничего не могли сказать о Нобелях – милитаристах.

Давайте вспомним, что Нобели создали огромный флот – из сотен пароходов, теплоходов, барж, что Нобели строили всевозможные заводы, нефтепроводы, нефтеперерабатывающие предприятия. Флот большевики элементарно приписали себе, как и нефтепромышленность, как и многочисленные заводы. Авторы совершенно искажают историю создания и вручению т.н. «русской» премии им. Людвига Нобеля. Учредителем премии выступило не ИРТО, а само Товарищество нефтяного производства братьев Нобель. И не в 1889, а 30 июля 1888 г., вскоре после кончины Людвига Нобеля. Тогда  состоялось общее собрание акционеров Товарищества нефтяного производства братьев Нобель, на котором было принято решение «Учредить при Русском Техническом Обществе в память бывшего основателя Товарищества и Председателя Правления его, покойного Людвига Нобеля премию и медаль за лучшие сочинения или исследования по металлургии или нефтепромышленности или за какие-либо выдающиеся изобретения и усовершенствования в технике этих же производств, принимая во внимание наибольшее их практическое применение к развитию промышленности в России».                                                                                                   А ведь, была еще одна российская Нобелевская премия, учрежденная в 1907 году Бакинским отделением ИРТО – в честь Эмануила Людвиговича Нобеля, который успешно продолжил дело отца.

Апрельский номер 1907 года журнала Бакинского отделения Императорского русского общества сообщил: «Премии этой присваивается наименование «Премия Эмануила Людвиговича Нобеля», причем выдаваться она будет за лучшие труды или изобретения по отраслям знаний, неразрывно связанным с нефтяным делом.Соискателями могут быть как русские, так и иностранцы. Размер премии, подлежащей к выдаче, представляющие в общем капитале около 1000 рублей, ежегодно устанавливается Бакинским отделением Императорского русского технического общества, причем, отделение руководствуется, главным образом, главным образом, соображениями о состоянии этого капитала, на процент с которого имеет быть выдана премия. Премия имеет быть выдана ежегодно…Присуждение премий, а также выдача поощрительных сумм поручается особому жюри…       День объявления во всеобщее сведение ежегодно назначается на 25 мая, … на день учреждения «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель».

От себя подчеркнем, что так же, как и в случае с международной Нобелевской премией, в основе материальной составляющей премии лежит постоянный капитал, который гарантировал долговременный характер премии.

Теперь – то, что касается возрожденной премии им. Людвига Нобеля. Авторы пишут: «Таким образом, если до революции премия Людвига Нобеля вручалась за научные и технические достижения, то теперь категория награждаемых расширилась таким образом, что вручается она за общие заслуги перед демократическим режимом.  Именно поэтому столь странен список лауреатов премии, среди которых нет ни одного учёного».

А Наталья Бехтерева ? Сергей Капица ? Вениамин Сквирский ? Уж в чем, в раздаче знаков «не по чинам и не по заслугам» Фонд упрекнуть никак нельзя.

И вместе с тем, авторы демонстрируют нам, то ли свое полное непонимание происходящего, то ли намеренное его искажение. Но это непонимание уже другого рода.

Т.н. «Премия Людвига Нобеля» не может быть по своей сути «возрожденной премией им. Людвига Нобеля». И дело не в названии.

Основателем премии им. Людвига Нобеля в 1888 году стало Товарищество нефтяного производства бр. Нобель.

Владимир РЯБОЙ

Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *