В бизнесе детектор лжи – вещь незаменимая. Полиграф (так его ещё называют) используется в различных компаниях, которые заботятся о своём имидже, о репутации своего коллектива и заинтересованы в добросовестных и честных работниках. К тестированию полиграфа обращаются не только в отношении уже работающих сотрудников, но и на стадиях подборки персонала и приёма на работу. Гораздо проще отсеять не вполне благонадёжного работника ещё на этих стадиях, чем последствие нести расходы. Кроме того, нередко детектор лжи становится практически единственным средством, помогающим разобраться в положении вещей и узнать правду, если на предприятии проводится служебное расследование.
История вторая. Единожды солгав
Детектор лжи в Рыбинске пригождался не раз. Предприниматели – хозяева и директора коммерческих фирм – все больше и больше прибегают к помощи частных детективных агентств и обследованию сотрудников на детекторе лжи. Сейчас сделать это стало значительно проще:: в Рыбинске появился первый детектор. Приобрело его детективное агентство «След».
Вот какая история произошла в прошлом году в торговой сети супермаркетов.
Эта торговая сеть существует в России уже много лет, а несколько лет назад пришла в Рыбинск. И с самого первого дня -– огромная, просто катастрофическая текучесть кадров! Особенно среди продавцов. Каждый месяц при ревизии обнаруживалась недостача, и в этом обвиняли, кончено же, продавцов. Они отрицали свою причастность к кражам, клялись в честности, плакали… Но на кого еще можно «повесить» недостачу, если не на продавцов? И на них вешали. На всех! Хотя руководство понимало прекрасно, что хищениями занимаются далеко не все продавцы, но делать было нечего – ведь все не признавались. Многие продавцы, после таких экзекуций увольнялись порядке. Иногда увольнения становились массовыми. И получалось, что редкий продавец задерживался в торговой сети на несколько месяцев.
Учредитель за голову хватался – этак ведь и до полного краха недалеко! Торговая сеть зашла в Рыбинск, сделала немалые вложения в приобретение недвижимости и аренду торговых площадей, в ремонт помещений и прочее, а вместо прибыли – сплошны убытки. А хороших продавцов в Рыбинске не так уж много: спрос опережает предложение. Вот и кочуют оштрафованные продавцы из магазина в магазин, из супермаркета в супермаркет, из торговой сети в торговую сеть. Приживаются немногие. Тот, кто действительно продавец, что называется, от Бога. О таких продавцах мечтают все хозяева магазинов. Но где их взять? И как выяснить, не является ли тот продавец, на которого в этом месяце повестили недостачу, тем самым «от Бога», которому просто не повезло и которого подставили?! Самое главное – это понять, способен ли человек, который хочет получить работу, трудиться в большой команде, готов ли он принять корпоративные правила и честен ли он настолько, что не будет ни воровать, ни подставлять других?
На все эти вопросы ответ получить очень трудно. Хозяин сети супермаркетов слышал, конечно же, про детектор лжи, но как большинство, полагал, что проверку на нем можно провести только по направлению УВД и только в Ярославле.
И он решил обратиться в детективное агентство с просьбой по возможности провести расследование с целью определить, кто же все-таки ворует и кто является причиной недостач. Частный детектив Александр Лебедев побеседовал с ним и объяснил, что такое расследование может привести к новым проблемам.
Это невозможно сделать без участия всех членов коллектива. А, значит, начнутся поверки, опросы, слежки, и все это создаст совершенно нездоровую обстановку в торговой сети, что, во-первых, отрицательно скажется на ведении бизнеса, а, во-вторых, может и не дать правильных результатов. Люди просто начнут больше врать и изворачиваться, пытаясь сохранить рабочие места. И может в итоге получиться так, что хозяин практически зря потратит деньги. Шуму и работы будет много – а результата может не быть вообще.
Что же делать? Не оставлять же торговую сеть в таком напряженном моральном состоянии? И тогда Александр Лебедев предложил другой вариант расследования: обследовать весь персонал на детекторе лжи. И хозяин фирмы недолго думая, согласился. Тем более что по оплате получалось дешевле, чем если бы нанимать детективное агентство для полноценного скрупулезного расследования. Обычное тестирование одного человека стоит 4 000 рублей, а если коллектив, то получается «оптом» почти в два раза дешевле.
Всем сотрудникам, имеющим доступ непосредственно к товару, было объявлено о решении руководства: каждому пройти тестирование на детекторе лжи. Не для того, чтобы что-то узнать, а доя того, чтобы понять, кто в принципе склонен лгать, изворачиваться и подставлять других. Кончено, люди могли и отказаться, ведь никто не вправе принудить человека согласиться на такую проверку. Но получается, что те, кто отказываются, разу попадают в разряд неблагонадежных – раз отказываются, значит, им есть что скрывать. И постепенно от таких стали избавляться.
Согласившиеся стали проходить проверку сразу, и проходили спокойно. С ними работал грамотный психолог, ведь не так-то это просто – подготовить человека к правильному «общению» с детектором. Все прошло без стрессов и эксцессов. Когда проверка завершилась, детективы и психолог сделали серьезный анализ и предоставили его хозяину фирмы.
И у хозяина волосы на голове дыбом встали от результатов! Оказалось, что те люди , которым он безгранично доверял, которых приблизил к себе и считал своими партнерами, имеют патологическую склонность к лжи и предательству! А те, кого то и дело подозревали, чморили по разным поводам – кристально честные люди.
Долго хозяин сети супермаркетов не мог придти в себя. Ну а придя, сделал выводы и соответствующие кадровые перестановки. Шуму было, кончено, много. Но этот шум совершенно неожиданно спровоцировал благоприятную ситуацию. Многие из продавцов, которые уволились из-за подозрений в хищении, узнав о проверке от бывших коллег, пришли к руководству и потребовали, чтобы их тоже проверили на детекторе лжи. И хозяин супермаркетов согласился. И, конечно же, оказалось что пришедшие добровольно не солгали. Их снова приняли на работу и даже премировали — в качестве компенсации за моральный ущерб по факту несправедливого увольнения.
После этого хозяин фирмы принял решение: всех вновь поступающих на работу тестировать на детекторе лжи . Пусть лучше фирма заплатит несколько тысяч рублей, но руководство будет уверено, что берет нужного работника, или отказывает ненужному. Потому что скупой платит дважды, и ущерб от неправильных работников в итоге оказывается намного больше.
Ну а тех, кто отказывается проходить проверку на детекторе, просто вообще не берут на работу. Раз боится проходить тест на лживость, значит лгал в жизни не один раз и легко. А единожды солгавшему – кто поверит?
Продолжение следует
Да. война и немцы. Пипец. Только по моему, сначала нужно было проверить на порядочность Палочкина и Проскурякова, а потом детектива Сашу Лебедева.
Один жулик другому помогает как «развести» на деньги?!
Так самого Лебедева Проскуряков и ПАлочкин выгнали из фирмы. Работать он не хотел, деньги получать любил.