Главная Культура

БЫТЬ ЛИ В РЫБИНСКЕ ТУРИЗМУ?

Для начала – несколько цифр. В Угличе в июне прошлого года было 152 судозахода. В соседнем Мышкине — 153. А туристы каждого теплохода, по данным угличских экскурсоводов, оставляют в городе около 150-250 тысяч рублей. Итого, для сравнения: в Мышкине в этом году планируется 640 судозаходов, в Рыбинске всего 50.

О чем это говорит? О том, что за один только летний сезон мы теряем десятки миллионов рублей. А ведь могли бы неплохо зарабатывать! Если б чиновники старались. Если бы музейщики бы работали. А краеведы думали бы не о своих утехах, а о городе, ведь краеведение – это тоже бизнес.

 

туристы

 

Вздохнем с сожалением и еще раз констатируем: Рыбинску в туристическом плане никогда не везло. То с главами были проблемы, то с краеведами, то с предпринимателями. А ведь сегодня туризм во всем мире – одна из ведущих отраслей, можно сказать, народного хозяйства и экономического развития. Да чего говорить про мировой туризм. У нас в России множество городов и весей и вовсе живут только за счет туризма! Но, к сожалению, только не город Рыбинск. И это при том, что у нашего города богатая история и колоссальные возможности для туриндустрии. В соседних Мышкине и Угличе тысячи людей – экскурсоводов, предпринимателей производителей и продавцов сувенирной и даже сельхозпродукции и обслуживающего персонала — работают в магазинах, гостиницах, домах отдыха, охотхозяйствах и музеях. Даже в моем родном Брейтовском районе, казалось бы, захудалом краю, постоянно обитают туристы, которых интересует не только рыбалка и охота, но и историческое прошлое наших Мологских мест – деревень, сицкарских промыслов и сельскохозяйственных экскурсий.

А ведь постоянно москвичи, питерцы и множество иностранцев едут на нашу Ярославскую землю и оставляют здесь свои деньги. Причем, деньги немалые. Но, к великому сожалению, в Рыбинске оседают жалкие копейки. Хотя могли бы – сотни тысяч.

Дело в том, что развитие туризма зависит не столько от исторического прошлого или каких-то достопримечательностей конкретных мест, сколько от людей – от краеведов, чиновников и энтузиастов. Углич всем своим туристическим потенциалом обязан бывшей главе района Элеоноре Шереметьевой, Мышкин краеведу-подвижнику Владимиру Гречухину. Брейтово – куда сейчас причаливают большие теплоходы и ездят целые автобусы с туристами – обязано этим предпринимателям-энтузиастам Алексею Федорчуку и Александру Груничеву, создателям турмаршрута «Ситское кольцо».

В Рыбинске таких людей нет? Есть такие люди. Но при Валерии Рубцове было не до туризма – хоть бы дома отапливались зимой в те тяжелые 1990-ые. При Борисе Степанове было ненамного лучше. Евгений Сдвижков начал что-то делать – и не успел. При нем крайней мере была создана общественная комиссия по туризму. И. о. главы Владимир Хмелев тоже начал что-то делать, даже хотел провести в Рыбинске для пиара города Международный конкурс журналистов. И – тоже не успел. Юрий Ласточкин считал, что туризм как отрасль – мелковато для Рыбинска.

А подчиненные всех этих глав тормозили все это. Чиновникам глубоко наплевать на историческое прошлое и туристическое будущее города. Краеведам, которых осталось раз-два — и обчелся, тоже глубоко наплевать на туризм. И вот он результат – Рыбинск теряет реальные деньги.

Однако сейчас, по всей видимости, ситуация в Рыбинске меняется в лучшую сторону. Нашелся предприниматель, который открыл музей святого праведного Федора Ушакова. Идут разговоры об открытии духовно- просветительского центра. Новый мэр Денис Добряков, очевидно, заинтересовался туризмом. И открытие музея Ушакова, это, в том числе, и его заслуга. Сейчас Добряков активно взаимодействует с епархией, и, похоже, будет налажен паломнический туризм на родину преподобного Серафима Вырицкого. Судя по высказываниям и действиям, Добряков понимает значимость и необходимость туризма. И поэтому его начинания, скажем, по реставрации самолета на Скомороховой горе — это тоже шажок к тому, чтобы нашим городом интересовались.  Вот только одной реставрации самолета будет мало, было бы правильным разместить внутри его постамента, где сейчас бокс-клуб, музей истории авиамоторостроения. И помочь в этом – святая обязанность «Сатурна».

 

Новый первый заместитель главы Дмитрий Рудаков намерен уделять развитию туризма большое внимание. Он уже изучает опыт туристических городов – Мышкина, Углича и проч. И считает, что необходимо создавать в Рыбинске отдельную структуру, которая будет заниматься туризмом.

Практика показывает, что государственные музеи в разы менее эффективны частных. И поэтому если при Добрякове будет создан нормальный городской общественный совет по развитию туризма, в составе которого будут нормальные предприниматели и краеведы, то у нас вскоре появится и музей купечества, и музей бурлачества, и музей хлеботорговли, и музей Волгостроя, и, возможно, музей речного флота. И тогда городским депутатам и главе города не придется чесать репу с мыслями о том, что еще можно продать, чтобы заткнуть очередную дыру в бюджете.

Дмитрий КОНОВАЛОВ, обозреватель «Рыбинской правды»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *