Это фото сделала главный редактор медиа-холдинга «Правда.Ру» Инна Новикова по время недавнего путешествия по Рыбинску и Рыбинскому району. Посетившая более 30 стран мира, редактор и хозяйка крупнейшего Интернет-ресурса была просто поражена зрелищем облепивших льдину рыбаков.
Руководитель рыбинского охранного предприятия «Святогор» Сергей Пряхин рассказал столичным журналистам об особенностях национальной рыбалки. Рыбинские рыбаки проваливаются под лёд, сохнут и опять идут рыбачить. Иногда тонут. Полиция совершает рейды, всех разгоняют, штрафуют. Через полчаса рыбинские мужики опять сидят над лунками и вглядываются в глубь зимних вод. Некоторых штрафуют за несанкционированный выход на лед по 10 раз за зиму. Не помогает. Клев — благородное дело!
Когда Инна делала этот снимок, температура была 0 градусов. Она написала на своей страничке в Фейсбуке:
«И этих людей хотят напугать санкциями?»
А 16 декабря на акватории Волги в районе Дворца спорта «Полёт» погиб рыбак. Он провалился под лёд, спасти его не успели. 44-летний мужчина скончался до прибытия спасателей. По предварительной версии, от переохлаждения либо сердечного приступа. А 19 декабря еще одного рыбака унесло по реке на льдине. Он плыл до устья Черёмухи. К счастью, его удалось спасти.
Давным-давно в Рыбинске введен запрет на выход на лед. Однако со дня введения запрета в городе оштрафовали уже 16 человек. Но это – сотая, тысячная доля рыбаков, нарушающих запрет. Ежедневно специальные службы рыбаков предупреждают по громкоговорителям об опасности, но всё равно находятся отчаянные смельчаки.
Рассказывает ведущий специалист отдела по мобилизационной работе ГО и ЧС администрации Рыбинского района Сергей Буфетов.
— Сейчас лед на Рыбинском водохранилище толщиной 25 см. Выход на лед разрешен. У нас в районе три поселения с выходом на водохранилище – Каменники, Глебовское и Судоверфь. Однако погода переменчива, и лед очень быстро может растаять. Появляются протоки, и выход на лед становится опасным. Что касается реки Волги, то здесь запрет действует практически все время. Это поселения Волжское, Песочное, Октябрьский, Дюдьково. Несколько дней назад я лично видел в районе поселка Песочное три промоины величиной не менее 20 метров. Но рыбаков это не останавливает. Мы делаем все необходимое: патрулируем, предупреждаем рыбаков об опасности, штрафуем. Однако каждый год происходят трагедии.
У спасателей есть все необходимое. В городе Рыбинске есть своя служба спасения. У районной администрации заключены договоры с предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, которые имеют катера на воздушной подушке. Всегда на выручку спешит ЧОП «Святогор». Правда, у «Святогора» нет аттестации на спасение на воде, но они оказывают неоценимую помощь при подъезде к месту происшествия, при транспортировке пострадавших. Но зачастую помощь приходит слишком поздно! Рыбаки умирают в воде от переохлаждения.
— У рыбаков это как болезнь – их спасли, и они тут же опять идут на лед рисковать жизнью, – говорит руководитель ЧОП «Святогор» Сергей Пряхин. – У спасателей и у администрации нет полномочий их наказывать, штрафовать. Приезжает полиция, составляет протокол, выписывает штраф. Но это не помогает. Тем более что штраф минимальный, и эти деньги не могут полностью компенсировать все затраты бюджета на масштабные операции по спасению людей. Немалых средств требует горючее для катеров на воздушной подушке, вертолетов, сама работа спасателей и спецтехники. Каждая спасательная операция обходится бюджету в копеечку, но любители подледного лова об этом не думают. Куда там, если даже собственная жизнь их мало беспокоит! Казалось бы, деньги бюджетные, чего их жалеть, мало ли государство тратит на разные нужды. Но ведь государственная казна пополняется из карманов налогоплательщиков, то есть нас с вами. В экономически трудные периоды государство экономит каждую копейку, а горе-рыбаки вытягивают из казны немалые деньги.
По данным МЧС, затраты на использование техники, включая топливо и амортизацию, составляют: на вертолетную технику – порядка 55 000 руб./час, на суда на воздушной подушке – 1500 руб./час. И это — не учитывая стоимости радио и мобильной связи. Конечно, мы, спасатели, которые, кстати, тоже идут на серьезный риск, считаем, что спасение человеческой жизни не может выражаться в денежном эквиваленте. К сожалению, рискующие рыбаки это понимают и этим пользуются.
Поэтому специалисты МЧС и организаций, принимающих участие в спасательных операциях, еще раз предупреждают: выход на запрещенный лед опасен для жизни. Безопасным для человека считается лед толщиной не менее 10 сантиметров в пресной воде и 15 см – в соленой. В устьях рек и притоках прочность льда ослаблена. Лед непрочен в местах быстрого течения, бьющих ключей и стоковых вод, а также в районах произрастания водной растительности, вблизи деревьев и камыша. Если температура воздуха выше 0 градусов держится более трех дней, то прочность льда снижается на 25%.
Прочность льда можно определить визуально: лёд прозрачный голубого, зеленого оттенка – прочный, а прочность льда белого цвета в 2 раза меньше. Лёд, имеющий оттенки серого, матов-обелого или желтого цвета является наиболее ненадежным. Такой лёд обрушивается без предупреждающего потрескивания.
Нельзя проверять прочность льда ударом ноги. Если после первого сильного удара поленом или лыжной палкой покажется хоть немного воды, – это означает, что лед тонкий, по нему ходить нельзя. В этом случае следует немедленно отойти по своему же следу к берегу, скользящими шагами, не отрывая ног ото льда и расставив их на ширину плеч, чтобы нагрузка распределялась на большую площадь. Точно так же поступают при предостерегающем потрескивании льда и образовании в нем трещин.
Оказавшись на тонком, потрескивающем льду, следует осторожно повернуть обратно и скользящими шагами возвращаться по пройденному пути к берегу. Если есть рюкзак, следует повесить его на одно плечо, что позволит легко освободиться от груза в случае, если лед провалится.
Человек, попавший в ледяную воду, может окоченеть через 1015 минут, а через 20 минут потерять сознание.
Будьте бдительны!