8 июня в микрорайоне Слип Рыбинска на ул. Академика Павлова произошел страшный пожар. Средь бела дня вспыхнул и сгорел дотла жилой деревянный дом. В огне погибли двое маленьких детей четырехлетний мальчик и полуторагодовалая девочка. Пьющие отчим и мать детей не спасли. Пьяная мать в это время ушла к соседке, а отчим сам еле выскочил из горящего дома и был госпитализирован с сильными ожогами. Молодой мужчина сосед пытался спасти детей, но было уже поздно – он даже не смог войти в горящий дом. СУ СКР по Ярославской области возбудило уголовное дело по факту причинения смерти по неосторожности.
В январе этого года аналогичный пожар произошел в поселке Песочное Рыбинского района. Там мать не была пьющей, однако она тоже оставила детей одних в доме. И тоже возбуждено уголовное дело. Правда, исход его до сих пор неясен. Известно лишь, что главе Рыбинского района Татьяне Смирновой вынесено предостережение: ветхий дом был муниципальным и давно должен был пойти под снос, а жильцы должны быть расселены по программе ветхого аварийного жилья. Однако глава Песочного Александр Яшицев даже не знает толком, как входить в федеральную программу расселения своих избирателей их ветхого аварийного жилья.
Дом на ул. Академика Губкина был частным, поэтому чиновников обвинить в том, что они не занимались домом, не удастся. И за детей будет отвечать только их мать… Но есть в этом страшном деле множество «НО». В доме давно за неуплату отключены газ и электроэнергия. А это значит, что жильцы либо подключили электричество сами «левым методом», либо топили печку, чтобы приготовить еду и согреться. И все это – с двумя маленькими детьми! Разумеется, такого исхода как ни печально, но следовало ожидать.
Да, но для того чтобы выявлять подобные семьи, ставить их на учет как неблагополучные и оберегать детей, а при опасной ситуации и изымать из семьи в Рыбинске существует множество служб. В департаменте образования есть отдел опеки. А при заместителе главы администрации города по безопасности есть отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав. Интересно, чем они занимаются? Если даже не сделали такую в общем-то несложную работу – не выявили неблагополучную семью, содержащую детей в опасных для жизни условиях, и не изъяли хотя бы временно у нее детей?
Все эти службы, в чьи обязанности входит защита детей, вызывают много вопросов. Чем они занимаются? Как защищают детей и их права? Отдел по делам несовершеннолетних и защите их прав, например, занимается тем, что периодически вызывает на ковер родителей, чьи дети ведут себя плохо и попадаются как нарушители общественного порядка, строит их, бурно воспитывает и штрафует. Как будто это что-то меняет! А отдел опеки департамента образования – это вообще отдельная история. В свое время еще Юрий Ласточкин поменял руководство департамента, увидев, какие беззакония там творятся. Но, видно, не всех поменял. Вот, например, Надежда Обертышева, нынешний заместитель директора департамента. Она дала интервью, в котором рассказала, что действительно семья числилась в проблемных, и даже несколько раз выезжали в эту семью, воспитывали маму, которая была на тот момент трезвой. Но неужели комиссия не видела, что в доме нет ни электричества, ни газа, и что дети в таких условиях, когда топят печку, а дом ветхий, могут сгореть в любой момент?
Еще в 2011 году Юрий Ласточкин стал чистить департамент образования. А началось все еще в 2009 году. Тогда отделом опеки руководила Галина Юрьевна Смирнова. Она занималась приемными семьями. Приемные семьи стали подавать голоса протеста: приемные мамы поняли, что с помощью отдела опеки риэлтеры пытаются захватить квартиры их воспитанников. Тогда Галина Юрьевна и ее начальство решили повоспитывать несговорчивых приемных мам и забрать детей из приемных семей, пытаясь убедить всех вокруг, что приемные родители о них не заботятся. Особенно не нраивлась им лучшая в Рыбинске приемная семья Румянцевых. Чиновницы стали приходить с проверками, искали грязное белье у детей. Мол, стираете плохо… Да не нашла! А приемные родители были запуганы так, что боялись рта раскрыть! Потом отдел опеки создал комиссию, куда вошла и начальник отдела по делам несовершеннолетних и защите их прав Ольга Веселова, приехали в школу, где учились дети из приемной семьи Румянцевых, и насильно забрали одного ребенка из приемной семьи и отвезли его в детский дом. Хотели забрать и еще двоих старших, но они убежали. Если бы не личное вмешательство заместителя главы города по социальным вопросам Ларисы Крыловой, еще неизвестно, чем дело кончилось бы. Ласточкин и Крылова велели вернуть детей в семью. А потом Румянцевы долго судились с департаментом и со Смирновой, но все суды выиграли. Вот так незаконно отбирали детей у совершенно хороших благополучных родителей! И не отбирают у безработных пьяниц, несмотря на то, что дети живут в опасных для жизни условиях.
После того как Ласточкин подрасчистил департамент образования многие чиновницы уволились от греха подальше. Но они всплывают то и дело в других «хлебных» местах. Например, бывшая начальница отдела опеки Галина Смирнова устроилась работать в детский дом. И теперь занимается квартирами сирот. А дочери ее еще в очень юном возрасте сумели приобрести на какие-то деньги квартиры в С.-Петербурге и в Финляндии. В это же время рыбинские сироты теряли свои квартиры.
Так что чиновницы департамента образования – подружки Галины Смирновой и ее бывших начальниц – могут сколько угодно лить слезы по гибели детей, но вина их в этом огромна.