«Ну наконец свершилось!» — возрадовались рыбинцы. Администрация отрапортовала: в Рыбинске полностью выполнены работы по строительству причала, которые ведет фирма-инвестор из Санкт-Петербурга. Новый причал в Рыбинске начал принимать корабли. К нему пришвартовались первые в этом году туристические теплоходы. Как отмечают судоводители, подход стал безопаснее и комфортнее. Эксплуатировать причал будет компания-инвестор, которая вложила около 40 миллионов рублей в его строительство.
Первым подошел трехпалубный теплоход «Космонавт Гагарин». Он швартовался ночью, но, по словам членов экипажа, никаких проблем и сложностей у команды в процессе не возникло.
— К стационарному причалу подходить намного проще и безопаснее, чем к дебаркадеру.
Старый причал в Рыбинске был короткий, неудобно подавать швартовы, особенно если длина корабля больше 100 метров. У вас большое течение, проходящие суда шевелили причал вместе с теплоходом, трап гулял, было опасно. Сейчас можно привязаться получше, — пояснил разницу между стационарным причалом и плавучим старший
помощник капитана Михаил Гирин.
Причал в Рыбинске простроен на средства инвестора. Им стала компания «Конт» из Санкт-Петербурга. После завершения строительства компания возьмет на себя эксплуатацию причала.
— Строительство вёл частный инвестор без привлечения бюджетных средств. Кроме того, он взял на себя обязательства завершить работы в текущем навигационном периоде, чтобы город был доступен для посещения в этом туристическом сезоне. Такая форма
государственно-частного сотрудничества выгодна городу и обязательно будет
продолжена. Наши водные ворота открыты. Добро пожаловать! — сказал глава Рыбинска Денис Добряков.
Кто же спорит, что это хорошо?
Но причал – это еще полдела. Тем более что половину туристического сезона мы уже пропустили.
Жестокий романс
Помните кадры из известного фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс», когда главная героиня Лариса провожает на причале сестру Ольгу с грузинским князем? Волга, старинный голубой дебаркадер и Паратов-Михалков, с букетом цветов скачущий на коне по ступенькам к причалу… А грузинского князя играл актер рыбинского драмтеатра народный артист РФ Георгий Эльнатанов.
Фильм снимали в Костроме. А по поводу причала были разногласия. Хотели снимать на рыбинском причале, он операторам нравился почему-то больше. Но победила всё равно Кострома – раз там снимали весь фильм, то и сцену на причале решили делать там же… А жаль! Может, после съемок «Жестокого романса» судьба (или власть?) обошлась бы с рыбинским причалом не так жестоко.
Рыбинскому речному причалу 60 лет! Рыбинские краеведы скрупулёзно изучили его историю. Словно на параде, в навигацию выстраивались в волжских городах, от Калинина до Астрахани, роскошные речные вокзалы с длинной корпуса 65 метров. Все они родом из Городца. Там же, на Городецкой судоверфи, в 1958 году был построен наш рыбинский дебаркадер ДЖ-18 проекта 818. С первого до последнего дня своей жизни он нес службу в Рыбинске в качестве плавучей пристани.
С конца 80-х годов и до навигации 2007 года он сменил место дислокации: ранней весной речники устанавливали дебаркадер за Волжским мостом.
Изначально рыбинский дебаркадер был многофункциональным речным вокзалом. На нижнем ярусе располагались причал, зал ожидания с билетной кассой и магазин по продаже сувениров, а также диспетчерский пункт, пункт водной милиции, туалет. Второй этаж использовался под популярный ресторан «Поплавок».
Собственником дебаркадера был Рыбинский речной порт. В конце 1990-ых порт, как и почти всё в стране, стал разваливаться. Дебаркадер перестали ремонтировать и поддерживать, и он обветшал. Да что там дебаркадер, когда даже навигация не всегда открывалась!
7 года речники устанавливали дебарк
АдШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги на сооружение в Рыбинске современШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги наШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги на сооружение в Рыбинске современного причала.
В начале 2000-ых ситуация выровнялась. И первый глава города Рыбинска Евгений Сдвижков в 2006 году распорядился принять дебаркадер от речников в муниципальную собственность. Он хоть и не особо разбирался в туризме, но понимал, что причал нужен городу, а старинный дебаркадер – это своего рода бренд. И 19 марта 2007 года городская администрация подписала контракт с ООО «Рыбинская ЭРБ флота» о выполнении комплекса работ по ремонту дебаркадера, установке его на место, монтажу понтона, переходного мостика и аппарели – пологой насыпи для спуска и подъема техники. Срок выполнения ремонтных работ – до 25 мая 2007 года.
Итак, капитально отремонтированный дебаркадер вновь занял место напротив Лоцманской биржи. Сам являясь достопримечательностью, он гармонично смотрелся на фоне Старой и Новой хлебных бирж, памятника Бурлаку и смотровой площадки со скульптурой поэта Льва Ошанина. С дебаркадера начиналась туристическая тропа в исторический Рыбинск.
При Юрии Ласточкине речной вокзал обрел второе дыхание. Второй этаж стал летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров. Предусматривалось дальнейшее развитие рыбинского дебаркадера как туристического объекта… В конце октября 2011 года речники отбуксировали дебаркадер на зимовку в затон в Переборском заливе. Там он и сгорел. Единственный на всей Волге плавучий вокзал, который был красой и туристическим брендом нашего города, сгорел из-за человеческой безалаберности, во многом лишив Рыбинск туристической привлекательности.
Сигнал о пожаре поступил от сторожа на пульт дежурного пожарной охраны в пятом часу утра 26 ноября 2011 года. Огонь вспыхнул на втором этаже предположительно из-за искры из печки-буржуйки. Когда пожарные машины прибыли на место, дебаркадер был объят пламенем. Лишь после полудня огонь был потушен. От дебаркадера осталась груда головешек.
Глава Рыбинска Юрий Ласточкин назвал случившееся головотяпством. Вместе с дымом улетучились миллионы рублей, которые были потрачены из городского бюджета на восстановление дебаркадера. За несколько часов был уничтожен уникальный туристический бренд. «Дебаркадер необходимо восстановить. Он будет не хуже», – Юрий Ласточкин был настроен решительно.
Но через два года Юрия Ласточкина арестовали. И о причале на долгие годы пришлось забыть.
У соседей
Это был последний исторический дебаркадер на Волге. После его гибели на Волге не осталось таких плавучих пристаней. Зато есть разумные примеры их использования в альтернативных целях. В Ярославле аналогичный рыбинскому двухэтажный дебаркадер 1963 года постройки используется как плавучая гостиница «Жемчужина».
В Костроме в 2011 году реконструировали списанный 45-метровый дебаркадер и сейчас под названием «Старая пристань» — тот самый, на котором снимали эпизод из фильма «Жестокий романс». Теперь он используется как ресторан, спортзал и магазин спорттоваров. Костромичи спасли свой дебаркадер, тоже считающийся достопримечательностью Костромы и даже визитной карточкой города. Не зря Эльдар Рязанов увековечил его в фильме «Жестокий романс»! Пристань вовремя отогнали в затон – от ветхости она стала просто опасной. И вот теперь благодаря инвесторам, вложившим средства в восстановление речной визитной карточки Костромы, дебаркадер вернулся к берегу Волги. После второго рождения костромской дебаркадер получил постоянную прописку у Московской заставы и название «Старая пристань». Его восстановил инвестор и патриот города — лесопромышленник Сергей Новиков. Внешне дебаркадера решено было воссоздать таким, каким его запомнили зрители в «Жестоком Романсе». В стиле 19 века. Дизайн делал Олег Молчанов — заслуженный художник России, член-корреспондент Академии Художеств.
Есть примеры и в знаменитом туристическом Плёсе. В 2016 году там тоже возникли проблемы с причалом. Весной по городу поползли тревожные слухи: с 1 июля причал в Плёсе перестанет принимать круизные корабли. Для исторического города, чья жизнь неразрывно связано с туризмом, эта новость стала шокирующей.
В отличие от корреспондентов рыбинских СМИ, ограничивающихся в основном критическими рассуждениями, плёсские журналисты встали на защиту родного причала и начали журналистское расследование. В одной из крупных круизных компаний они выяснили, что получено официальное письмо из Ространснадзора с уведомлением, что причал в Плёсе находится в хорошем состоянии, но не имеет разрешительной документации для приёма судов. Капитаны кораблей принимают решение о швартовке в Плёсе на свой страх и риск и могут быть оштрафованы.
Представитель владельца причала – компании «Конт» из Петербурга – заявил, что им ничего не известно о проблемах и причал продолжает работать, как работал.
Между тем в памяти плесян, чей семейный бюджет зависит от туризма, живы воспоминания о срыве навигации в 2014 году. В скандально памятном 2014 году, когда возникли серьёзные препятствия с заходом круизных судов, в Плёс пришли всего 117 теплоходов. Это был самый маленький показатель за последние пятнадцать лет. Самый высокий – 230 теплоходов – пришёлся на 2009 и 2011 годы. Сезон 2016 года сулил городу не менее 250 судозаходов.
В 2014 году причиной официальные власти назвали решение Департамента строительства Ивановской области о застройке прибрежных акваторий Волги и устьевой части Шохонки некими объектами регионального значения. К вопросу возобновления работы причала и приёма туристических судов подключилось областное правительство. Журналисты взбудоражили общественное мнение. Тогда проблему удалось решить. Выяснилось, что к работе причала нет претензий ни у правоохранительных органов, ни у прокуратуры, ни у Верхневолжского бассейно-водного управления. Инцидент, связанный с недопуском туристического судна к причалу, объяснили самодеятельностью шкипера и сотрудников.
Вот тогда после проблем 2014 года в Плёсе приняли решение построить муниципальный причал, помощь в содержании которого будет оказывать область. Тогда же было заявлено, что готова проектно-сметная документация и по Федеральной целевой программе выделены деньги на его строительство.
На создание проектно-сметной документации из бюджета Ивановской области уже было потрачено около 20 миллионов. 13 с половиной миллионов получила фирма «Строим вместе», которая также готовила скандально известный и так и неутвержденный генеральный план Плёса, и чуть более 5 миллионов получила компания «Сентябрь».
Осенью 2014 года рядом с Левитановским культурным центром развернулось строительство. И уже 1 мая 2015 года причал принимал первый теплоход. Причал построила находящаяся в Санкт-Петербурге компании «Конт». Она же – собственник причала.
В 2016 году инцидент в закрытием причала с помощью правительства был исчерпан – корабли снова стали заходить в Плёс. А туристы – приносить городу деньги. Что касается дебаркадера, то он, как и Костроме, в Плёсе сохранен, отреставрирован и используется в туристических целях – как гостиница. Дебаркадер двухэтажный и очень комфортабельный для проживания.
Две ванные комнаты, кухня, гостиная, потрясающая спальня на втором этаже и палуба…
Рыбинск с причалом, но без дебаркадера
В Рыбинске власти с 2013 года до 2017 фактически не вспоминали о причале. Вернее, вспоминали, но говорили об отсутствии финансов: мол, финансы поют романсы. Жестокие романсы… Справедливости ради стоит сказать, что рыбинский причел тоже оставил свой след в кинематографии. Но самые известные кадры здесь сняты Леонидом Гайдаем: внедрение Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в театральную труппу на фоне старого рыбинского причала — дебаркадера.
А причал без дебаркадера привлек внимание кинематографистов как некий символ уныния: на пустынном причале снимали эпизод продолжения отечественного боевика «Бумер».
Впрочем, Рыбинску не привыкать к такого рода «кинобренду»: у нас уже не один десяток лет снимают фильмы о послевоенном времени, ибо этому соответствует наша разруха в центре города. А теперь еще и причала нет…
Обещает, что будет. В Рыбинске в качестве первоочередной задачи поставлено сооружение стационарного причала – говорят чиновники. Эту задачу выполняет местная фирма. Инвестором выступает питерская фирма «Конт» — та самая, что в 2015 году проинвестировала и открыла причал в Плёсе. Кстати, они идентичны абсолютно.
Но в Плёсе есть дебаркадер. И гостиницы на воде. И туристов намного больше. Хотя там скандалы вокруг дебаркадера и причала были пострашнее, чем в Рыбинске. Может, и доя нас наступят лучшие времена!
Моё мнение: одним из самых красивых и практичных причалов является причал в г. Мышкине. Этот причал может одновременно принять 2 многопалубных теплохода. Сейчас город передал этот причал на обслуживание КС-18 Севергазпрома. Причал расположен рядом с Музеем Мыши. Летом на причале пассажиры могут купить грибы, малину и прочую снедь. Городской Диспетчер по Туризму принимает все данные о подхододящем теплоходе (число пассажиров, их интереы в Мышкине и т.п.) К выходу гостей в город их встречает Крестный Ход с попом, хоругвями, иконами и церковными служками. Зазывают туристов все Мышкинские Музеи и Лавки — а их в Мышкине тьма великая!
И напоследок. Читайте мою публикацию в ЖЖ:
https://gubanov-leonid.livejournal.com/130333.html
Когда же перестанет вымирать Русский Государствообразующий Народ?