Главная Культура

ЗДЕСЬ НАШ ПРИЧАЛ…

«Ну наконец свершилось!» — возрадовались рыбинцы.  Администрация отрапортовала: в Рыбинске полностью выполнены работы по строительству причала, которые ведет фирма-инвестор  из Санкт-Петербурга. Новый причал в Рыбинске начал принимать корабли. К нему пришвартовались первые в этом году туристические теплоходы. Как отмечают судоводители, подход стал безопаснее и комфортнее. Эксплуатировать причал будет компания-инвестор, которая вложила около 40 миллионов рублей в его строительство.

Первым подошел трехпалубный теплоход «Космонавт Гагарин». Он швартовался ночью, но, по словам членов экипажа, никаких проблем и сложностей у команды в процессе не возникло.

— К стационарному причалу подходить намного проще и безопаснее, чем к дебаркадеру.

Старый причал в Рыбинске был короткий, неудобно подавать швартовы, особенно если длина корабля больше 100 метров. У вас большое течение, проходящие суда шевелили причал вместе с теплоходом, трап гулял, было опасно. Сейчас можно привязаться получше, — пояснил разницу между стационарным причалом и плавучим старший

помощник капитана Михаил Гирин.

Причал в Рыбинске простроен на средства инвестора. Им стала компания «Конт» из Санкт-Петербурга. После завершения строительства компания возьмет на себя эксплуатацию причала.

— Строительство вёл частный инвестор без привлечения бюджетных средств. Кроме того, он взял на себя обязательства завершить работы в текущем навигационном периоде, чтобы город был доступен для посещения в этом туристическом сезоне. Такая форма

государственно-частного сотрудничества выгодна городу и обязательно будет

продолжена. Наши водные ворота открыты. Добро пожаловать! — сказал глава Рыбинска Денис Добряков.

Кто же спорит, что это хорошо?

Но причал – это еще полдела. Тем более что половину туристического сезона мы уже пропустили.

причал 2

Жестокий романс

Помните кадры из известного фильма Эльдара Рязанова «Жестокий романс», когда главная героиня Лариса провожает на причале сестру Ольгу с грузинским князем? Волга, старинный голубой дебаркадер и Паратов-Михалков, с букетом цветов скачущий на коне по ступенькам к причалу… А грузинского князя играл актер рыбинского драмтеатра народный артист РФ Георгий Эльнатанов.

Фильм снимали в Костроме. А по поводу причала были разногласия. Хотели снимать на рыбинском причале, он операторам нравился почему-то больше. Но победила всё равно Кострома – раз там снимали весь фильм, то и сцену на причале решили делать там же… А жаль! Может, после съемок «Жестокого романса» судьба (или власть?) обошлась бы с рыбинским причалом не так жестоко.

Рыбинскому речному причалу 60 лет! Рыбинские краеведы скрупулёзно изучили его историю. Словно на параде, в навигацию выстраивались в волжских городах, от Калинина до Астрахани, роскошные речные вокзалы с длинной корпуса 65 метров. Все они родом из Городца. Там же, на Городецкой судоверфи, в 1958 году был построен наш рыбинский дебаркадер ДЖ-18 проекта 818. С первого до последнего дня своей жизни он нес службу в Рыбинске в качестве плавучей пристани.

 

С конца 80-х годов и до навигации 2007 года он сменил место дислокации: ранней весной речники устанавливали дебаркадер за Волжским мостом.

Изначально рыбинский дебаркадер был многофункциональным речным вокзалом. На нижнем ярусе располагались причал, зал ожидания с билетной кассой и магазин по продаже сувениров, а также диспетчерский пункт, пункт водной милиции, туалет. Второй этаж использовался под популярный ресторан «Поплавок».

Собственником дебаркадера был Рыбинский речной порт. В конце 1990-ых порт, как и почти всё в стране, стал разваливаться. Дебаркадер перестали ремонтировать и поддерживать, и он обветшал. Да что там дебаркадер, когда даже навигация не всегда открывалась!

7 года речники устанавливали дебарк

АдШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги на сооружение в Рыбинске современШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги наШло время, дебаркадер обветшал. На втором этаже стало опасно находиться, поэтому его законсервировали. На первом этаже были закрыты магазин, зал ожидания и туалет. Речной Реестр, «со скрипом» выдававший разрешение об ограниченном использовании дебаркадера в течение очередной навигации, пригрозил запретить его использование в навигацию 2006 года. Этому предшествовали два ЧП, и каждое из них могла стать для дебаркадера фатальным. Весной 2005 года дебаркадер, находясь на зимней стоянке в затоне в Переборском заливе, получил от льдин пробоину ниже ватерлинии и едва не затонул. Воду откачали, пробоины заделали. Навигацию дебаркадер выдержал. Но, когда осенью того же 2005 года его буксировали на зимовку в затон, то дебаркадер в районе рыбинских шлюзов таранила несамоходная баржа. Повезло – корпус выдержал удар. Городская администрация стала выкраивать в бюджете деньги на сооружение в Рыбинске современного причала.

В начале 2000-ых ситуация выровнялась. И первый глава города Рыбинска Евгений Сдвижков в 2006 году распорядился принять дебаркадер от речников в муниципальную собственность. Он хоть и не особо разбирался в туризме, но понимал, что причал нужен городу, а старинный дебаркадер – это своего рода бренд. И 19 марта 2007 года городская администрация подписала контракт с ООО «Рыбинская ЭРБ флота» о выполнении комплекса работ по ремонту дебаркадера, установке его на место, монтажу понтона, переходного мостика и аппарели – пологой насыпи для спуска и подъема техники. Срок выполнения ремонтных работ – до 25 мая 2007 года.

Итак, капитально отремонтированный дебаркадер вновь занял место напротив Лоцманской биржи. Сам являясь достопримечательностью, он гармонично смотрелся на фоне Старой и Новой хлебных бирж, памятника Бурлаку и смотровой площадки со скульптурой поэта Льва Ошанина. С дебаркадера начиналась туристическая тропа в исторический Рыбинск.

При Юрии Ласточкине речной вокзал обрел второе дыхание. Второй этаж стал летним Музеем рыбы, выставочным залом и магазином по продаже сувениров. Предусматривалось дальнейшее развитие рыбинского дебаркадера как туристического объекта… В конце октября 2011 года речники отбуксировали дебаркадер на зимовку в затон в Переборском заливе. Там он и сгорел. Единственный на всей Волге плавучий вокзал, который был красой и туристическим брендом нашего города, сгорел из-за человеческой безалаберности, во многом лишив Рыбинск туристической привлекательности.

Сигнал о пожаре поступил от сторожа на пульт дежурного пожарной охраны в пятом часу утра 26 ноября 2011 года. Огонь вспыхнул на втором этаже предположительно из-за искры из печки-буржуйки. Когда пожарные машины прибыли на место, дебаркадер был объят пламенем. Лишь после полудня огонь был потушен. От дебаркадера осталась груда головешек.

Глава Рыбинска Юрий Ласточкин назвал случившееся головотяпством. Вместе с дымом улетучились миллионы рублей, которые были потрачены из городского бюджета на восстановление дебаркадера. За несколько часов был уничтожен уникальный туристический бренд. «Дебаркадер необходимо восстановить. Он будет не хуже», – Юрий Ласточкин был настроен решительно.

Но через два года Юрия Ласточкина арестовали. И о причале на долгие годы пришлось забыть.

У соседей

Это был последний исторический дебаркадер на Волге. После его гибели на Волге не осталось таких плавучих пристаней. Зато есть разумные примеры их использования в альтернативных целях. В Ярославле аналогичный рыбинскому двухэтажный дебаркадер 1963 года постройки используется как плавучая гостиница «Жемчужина».

В Костроме в 2011 году реконструировали списанный 45-метровый дебаркадер и сейчас под названием «Старая пристань» — тот самый, на котором снимали эпизод из фильма «Жестокий романс». Теперь он используется как ресторан, спортзал и магазин спорттоваров. Костромичи спасли свой дебаркадер, тоже считающийся достопримечательностью Костромы и даже визитной карточкой города. Не зря Эльдар Рязанов увековечил его в фильме «Жестокий романс»! Пристань вовремя отогнали в затон – от ветхости она стала просто опасной. И вот теперь благодаря инвесторам, вложившим средства в восстановление речной визитной карточки Костромы, дебаркадер вернулся к берегу Волги. После второго рождения костромской дебаркадер получил постоянную прописку у Московской заставы и название «Старая пристань». Его восстановил инвестор и патриот города — лесопромышленник Сергей Новиков. Внешне дебаркадера решено было воссоздать таким, каким его запомнили зрители в «Жестоком Романсе». В стиле 19 века. Дизайн делал Олег Молчанов — заслуженный художник России, член-корреспондент Академии Художеств.

Есть примеры и в знаменитом туристическом Плёсе. В 2016 году там тоже возникли проблемы с причалом. Весной по городу поползли тревожные слухи: с 1 июля причал в Плёсе перестанет принимать круизные корабли. Для исторического города, чья жизнь неразрывно связано с туризмом, эта новость стала шокирующей.

В отличие от корреспондентов рыбинских СМИ, ограничивающихся в основном критическими рассуждениями, плёсские журналисты встали на защиту родного причала и начали журналистское расследование. В одной из крупных круизных компаний они выяснили, что получено официальное письмо из Ространснадзора с уведомлением, что причал в Плёсе находится в хорошем состоянии, но не имеет разрешительной документации для приёма судов. Капитаны кораблей принимают решение о швартовке в Плёсе на свой страх и риск и могут быть оштрафованы.
Представитель владельца причала – компании «Конт» из Петербурга – заявил, что им ничего не известно о проблемах и причал продолжает работать, как работал.
Между тем в памяти плесян, чей семейный бюджет зависит от туризма, живы воспоминания о срыве навигации в 2014 году. В скандально памятном 2014 году, когда возникли серьёзные препятствия с заходом круизных судов, в Плёс пришли всего 117 теплоходов. Это был самый маленький показатель за последние пятнадцать лет. Самый высокий – 230 теплоходов – пришёлся на 2009 и 2011 годы. Сезон 2016 года сулил городу не менее 250 судозаходов.


В 2014 году причиной официальные власти назвали решение Департамента строительства Ивановской области о застройке прибрежных акваторий Волги и устьевой части Шохонки некими объектами регионального значения. К вопросу возобновления работы причала и приёма туристических судов подключилось областное правительство. Журналисты взбудоражили общественное мнение. Тогда проблему удалось решить. Выяснилось, что к работе причала нет претензий ни у правоохранительных органов, ни у прокуратуры, ни у Верхневолжского бассейно-водного управления. Инцидент, связанный с недопуском туристического судна к причалу, объяснили самодеятельностью шкипера и сотрудников.

Вот тогда после проблем 2014 года в Плёсе приняли решение построить муниципальный причал, помощь в содержании которого будет оказывать область. Тогда же было заявлено, что готова проектно-сметная документация и по Федеральной целевой программе выделены деньги на его строительство.
На создание проектно-сметной документации из бюджета Ивановской области уже было потрачено около 20 миллионов. 13 с половиной миллионов получила фирма «Строим вместе», которая также готовила скандально известный и так и неутвержденный генеральный план Плёса, и чуть более 5 миллионов получила компания «Сентябрь».
Осенью 2014 года рядом с Левитановским культурным центром развернулось строительство. И уже 1 мая 2015 года причал принимал первый теплоход. Причал построила  находящаяся в Санкт-Петербурге компании «Конт». Она же – собственник причала.

В 2016 году инцидент в закрытием причала с помощью правительства был исчерпан – корабли снова стали заходить в Плёс. А туристы – приносить городу деньги.  Что касается дебаркадера, то он, как и Костроме, в Плёсе сохранен, отреставрирован и используется в туристических целях – как гостиница. Дебаркадер двухэтажный и очень комфортабельный для проживания.
Две ванные комнаты, кухня, гостиная, потрясающая спальня на втором этаже и палуба…

Рыбинск с причалом, но без дебаркадера

В Рыбинске власти с 2013 года до 2017 фактически не вспоминали о причале. Вернее, вспоминали, но говорили об отсутствии финансов: мол, финансы поют романсы. Жестокие романсы… Справедливости ради стоит сказать, что рыбинский причел тоже оставил свой след в кинематографии. Но самые известные кадры здесь сняты Леонидом Гайдаем: внедрение Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова в театральную труппу на фоне  старого рыбинского причала — дебаркадера.

А причал без дебаркадера привлек внимание кинематографистов как некий символ уныния: на пустынном причале снимали эпизод продолжения отечественного боевика «Бумер».

Впрочем, Рыбинску не привыкать к такого рода «кинобренду»: у нас уже не один десяток лет снимают фильмы о послевоенном времени, ибо этому соответствует наша разруха в центре города. А теперь еще и причала нет…

Обещает, что будет. В Рыбинске в качестве первоочередной задачи поставлено сооружение стационарного причала – говорят чиновники. Эту задачу выполняет местная фирма. Инвестором выступает питерская фирма «Конт» — та самая, что в 2015 году проинвестировала и открыла причал в Плёсе. Кстати, они идентичны абсолютно.

Но в Плёсе есть дебаркадер. И гостиницы на воде. И туристов намного больше. Хотя там скандалы вокруг дебаркадера и причала были пострашнее, чем в Рыбинске. Может, и доя нас наступят лучшие времена!

 

ЗДЕСЬ НАШ ПРИЧАЛ…: 1 комментарий

  1. Леонид Губанов

    Моё мнение: одним из самых красивых и практичных причалов является причал в г. Мышкине. Этот причал может одновременно принять 2 многопалубных теплохода. Сейчас город передал этот причал на обслуживание КС-18 Севергазпрома. Причал расположен рядом с Музеем Мыши. Летом на причале пассажиры могут купить грибы, малину и прочую снедь. Городской Диспетчер по Туризму принимает все данные о подхододящем теплоходе (число пассажиров, их интереы в Мышкине и т.п.) К выходу гостей в город их встречает Крестный Ход с попом, хоругвями, иконами и церковными служками. Зазывают туристов все Мышкинские Музеи и Лавки — а их в Мышкине тьма великая!
    И напоследок. Читайте мою публикацию в ЖЖ:
    https://gubanov-leonid.livejournal.com/130333.html
    Когда же перестанет вымирать Русский Государствообразующий Народ?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *